Дискуссионный клуб Риторического центра ««Златоуст»» представляет…

Молодежное отделение Общества русской словесности

Центр русской словесности Института Пушкина

Дискуссионный клуб Риторического центра ««Златоуст»»

В МЕЖДУНАРОДНОМ ФОНДЕ СЛАВЯНСКОЙ
ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ

29 июня 2017 года, четверг,

19 часов

40-е заседание

Дискуссионного клуба для тех, кто закончил курсы риторики Риторическом центре «Златоуст» и для всех желающих.

Тема очередного заседания:

Что наша жизнь? Игра!.. Или не игра?

Вопросы к размышлению и обсуждению:

Любим мы эти метафоры! Жизнь – игра!.. Жизнь – театр, и люди в нём актёры… Делается легко, беззаботно и весело … Коль жизнь – игра, играй и веселись!…

Потом приходит разочарование: жизнь, оказывается, – вещь серьёзная. Чем раньше ты это понимаешь, тем лучше… Решивший, что с жизнью можно шутить и играть в ней «роли», как правило, плачет как неудачник…

Кто же добивается многого? Тот, кто, шутя, играет или тот, кто серьёзен и сосредоточен?

Материалы для размышления и подготовки ваших выступлений – см. ниже.

Регламент заседания:

​ Выступления ораторов. – Вопросы. – Критика, советы и замечания. – – Декламация. – Импровизация.

​ ПОСЛЕ ДИСКУССИИ мы обычно читаем любимые стихи и прозу.

​ ВАШИ избранные стихи или проза для декламации.

​ Наконец, мы занимаемся риторической импровизацией. Это – тренинг неподготовленных речей и ответов на вопросы.

Ждём всех, кто хочет научиться выступать публично и найти друзей.

На наших встречах:

​ Участники готовят краткую речь на 5-7 минут, учатся защищать избранный тезис. Цель – увлечь, заинтересовать, убедить.

​ Преподаватели Клуба комментируют, дают советы.

Преподаватели Дискуссионного клуба:

Научный руководитель КлубаВладимир Иванович Аннушкин, доктор филологических наук, профессор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, председатель Российской Риторической ассоциации. Тел. 8 926 439 73 24

Преподаватель Центра «Златоуст» Светлана Витальевна Меньшенина, кандидат филологических наук, доцент Московского института открытого образования, докторант Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, тел. 8 917 5316802

Преподаватель Центра «Златоуст»Анатолий Соломонович Хасин, театральный педагог, старший преподаватель курсов риторики и культуры речи Московского Энергетического института, член Российской Риторической ассоциации, тел. 8905 789 72 02.

Руководство Дискуссионного клуба

Председатель КлубаСергей Александрович Шарапов, предприниматель, зам. директора Опытного завода «Нефтегазмаш», автор книг по православной этике предпринимательства. Тел. 8 926 34040 51.

Секретарь КлубаВиктория Александровна Афиногенова, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Тимирязевской Сельскохозяйственной академии. Тел. 8 926 599 96 54.

Участие в заседаниях Клуба платное (в него входит оплата преподавателей и аренда помещения): для участия в заседании – 700 рублей; для пенсионеров и студентов – 300 рублей; льготы – людям невысокого финансового достатка.

Первое посещение Клуба – БЕСПЛАТНОЕ.

Адрес: Черниговский переулок, 9/13. Проезд: м. Третьяковская, при выходе из метро налево, далее по Б.Ордынке,первый переулок направо – Черниговский, через два дома справа – особняк XVIII века. 3-й этаж.

Вот – материалы для размышления к вашим речам:

​ Лёгкое отношение к жизни делает её тяжёлой. Эмиль Кроткий

​ Легкомыслие – это наихудшее, чему может научиться молодёжь, ибо оно легко порождает те удовольствия, из которых развивается порок. Демокрит

​ Нет ничего более грустного, чем видеть во всём смешную сторону. Иван Шарапов

Вы действительно верите и Пушкину, и Шекспиру?

Шекспир. Из пьесы «Как вам это понравится»

Весь мир – театр.
В нем женщины, мужчины – все актеры:
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Семь действий в пьесе той. Сперва – младенец,
Блюющий с ревом на руках у мамки.. .
Потом – плаксивый школьник с книжной сумкой,
Умыт до глянцу, нехотя, улиткой
Ползущий в школу. А затем – любовник,
Вздыхающий, как печь, с балладой грустной
В честь бровок милой. А затем – солдат,
Чья речь всегда проклятьями полна,
Обросший бородой, как леопард,
Ревнивый к чести, забияка в ссоре,
Готовый славу бренную искать
Хоть в пушечном жерле. Затем – судья
С брюшком округлым, где каплун запрятан,
Со строгим взором, стриженой бородкой,
Пословиц мудрых и примеров кладезь, –
Так он играет роль. Шестой же возраст –
Уж это будет тощий Панталоне,
С очками на носу и с сумкой с боку,
В штанах, что с юности берег, – широких
Для ног иссохших; мужественный голос
Сменяется опять дискантом детским,
Свистит, шипит.. .Ну, а последний акт,
Конец всей этой странной, сложной пьесы, –
Второе детство, полузабытье:
Без глаз, без чувств, без вкуса, без всего.

П.И. Чайковский. “Пиковая дама”.

Ария Германа.

Что наша жизнь – игра,

Добро и зло, одни мечты.

Труд, честность, сказки для бабья,

Кто прав, кто счастлив здесь, друзья,

Сегодня ты, а завтра я.

Так бросьте же борьбу,

Ловите миг удачи,

Пусть неудачник плачет,

Пусть неудачник плачет,

Кляня, кляня свою судьбу.

Что верно – смерть одна,

Как берег моря суеты.

Нам всем прибежище она,

Кто ж ей милей из нас, друзья,

Сегодня ты, а завтра я.

Так бросьте же борьбу,

Ловите миг удачи,

Пусть неудачник плачет,

Пусть неудачник плачет,

Кляня свою судьбу.

Или вот это истинное:

В наши дни люди, по-видимому, смотрят на жизнь как на игру. Она вовсе не игра. Она –таинствоОскар Уайльд

 

Если Вам не лень, прочитайте отрывок из толкования Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея, сказанное им за многие столетия до Шекспира и Пушкина:

“Итак, возлюбленные, убоимся услышать эти слова. 

Жизнь наша – не игра, или лучше сказать, настоящая жизнь – игра, но будущая – не игра. 

А может быть, и не игра только, но и хуже того. Не смехом оканчивается, но и большой причиняет вред тем, которые не хотят тщательно благоустроять самих себя. Скажи мне: чем мы, созидающие великолепные дома, различаемся от детей, играющих и строящих домики? Какое различие между их обедом и нашей роскошью? Нет никакого, – разве только то, что мы это делаем с мучением. Если же мы не примечаем ничтожности всего этого, нет в том ничего удивительного, потому что мы еще не сделались мужами. А когда сделаемся, то узнаем, что все это детские забавы.

Приходя в зрелый возраст, мы смеемся над детскими занятиями, хотя в детском возрасте почитаем эти занятия весьма важными и, собирая черепки и грязь, тщеславимся не менее тех, которые строят высокие стены. И однако, состроенное нами скоро разрушается и падает; да если бы и стояло, на что нам годилось бы?

Так и великолепные наши домы. Они ведь не могут принять гражданина небесного, и не захочет обитать в них тот, кто имеет высшее отечество; но как мы ногами разрушаем детские игрушки, так и он своим духом ниспровергает наши здания. И как мы смеемся над детьми, плачущими о разрушении построенного ими домика, так и он не только смеется, но и плачет, когда мы рыдаем о своих домах, потому что он имеет сострадательное сердце, и видит для нас великий от этого вред.

Итак, будем мужами. Долго ли нам пресмыкаться по земле? Долго ли величаться камнями и деревьями? Долго ли играть? И если бы только играли! Нет, мы оставляем и самое спасение свое. И как дети, пренебрегающие учением, а занимающиеся играми только, подвергаются жестоким наказаниям, так и мы, истощив все старание свое на житейские занятия, и оказавшись не в состоянии дать на деле отчет в духовном учении, который после смерти потребуется от нас, понесем крайнее наказание. И никто не может избавить нас, хотя бы то был отец, хотя бы брат, или другой кто-либо. Но все, чему мы преданы ныне, погибнет, а мучение, происходящее от этого, будет бесконечное и непрестанное.

Так это случается и с детьми, когда отец за их леность совершенно истребляет все их детские игрушки, и чрез то заставляет их непрестанно плакать. А чтобы увериться тебе в истине
слов моих, я представлю такую вещь, которую люди более всего почитают достойною уважения, именно, богатство, и противопоставлю ему душевную добродетель, какую тебе угодно: тогда ты ясно увидишь всю нищету его.

Итак, представим двух людей (я уже не говорю о любостяжании, а о богатстве, правильно приобретенном), и один из них пусть умножает свое имение, пусть переплывает моря, обрабатывает землю и употребляет всякие другие способы к приобретению; хотя я и не знаю,
может ли он, так поступая, делать законное приобретение, но положим, что он
приобретает выгоды законным образом. Пусть будет так; пусть он покупает поля,
рабов и прочее, пусть не будет в этом приобретении его ни одной неправды.
Напротив, другой, столь же богатый, пусть продает свои поля, продает домы,
золотые и серебряные сосуды, подает требующим; пусть облегчает участь бедных,
врачует больных, помогает находящимся в нужде; пусть разрешает от уз, одних
выводит из рудокопней, других освобождает от удавления, пленников освобождает
от наказания…

На чьей стороне хотели бы вы быть? Впрочем, я еще не сказал о
будущем, но пока о настоящем. Итак, кому из них хотели бы вы последовать: тому
ли, который собирает золото, или тому, который избавляет других от несчастья?
Тому ли, который покупает поля, или тому, который определил себя на служение
роду человеческому? Тому ли, который окружен множеством золота, или тому,
который увенчан бесчисленными похвалами? Не уподобляется ли этот последний
некоему ангелу, сшедшему с небес для исправления прочих людей? А другой не
похож ли более на какое-то дитя, которое собирает всё без цели и смысла, нежели
на возрастного?

Если же и законное приобретение богатств так достойно смеха, и
есть знак крайнего безумия, то как не назвать того несчастнейшим из всех, кто
еще и неправедно собирает его? Если же и теперь он достоин великого смеха, то
каких слез достойна будет жизнь его по смерти, когда присоединится к тому
геенна и лишение царствия?”