Русская власть как защитник чистоты Православия. В Москве состоялась конференция, посвященная великому князю Московскому Василию Васильевичу Тёмному.

Во вторник, 23 января, в Москве на площадке Международного дома национальностей состоялась научно-практическая конференция «Собиратели земли Русской. Василий II Васильевич Тёмный – Великий князь Московский. Автокефалия Русской Церкви», сообщает наш корреспондент.

Устроителем конференции выступил Международный фонд славянской письменности и культуры. Конференция проходила в рамках цикла «Собиратели земли Русской», посвящённого великим князьям и Царям, создававших русское государство.

Ранее состоялись конференции, посвящённые великому князю Ивану III и великому князю Ивану Даниловичу Калите.

Конференцию вёл заместитель генерального директора Международного фонда славянской письменности и культуры Леонид Юрьевич Редкий.

Первым на конференции выступил член Императорского православного палестинского общества, доктор исторических наук профессор Сергей Иванович Реснянский. Он рассказал об обстоятельствах трагического княжения великого князя Василия Васильевича, которого его противники три раза свергали с престола, но по требованию Церкви и народа великий князь возвращался на великокняжеский престол.

Как известно, в этой жестокой борьбе князь был ослеплён, лишившись зрения. По этой причине он вошёл в историю как Василий Тёмный. Но пройдя через такое тяжелейшее испытание, великий князь Василий Васильевич не утратил христианского чувства смирения и прощения. Человека, который по приказу его двоюродного брата выжиг ему глаза, Никиту, как гласит летопись, великий князь Василий простил и сделал его своим поводырём.

Профессор Реснянский подчеркнул важность княжения Василий Васильевича и рассказал об обстоятельствах автокефалии Русской Православной Церкви, о связи с деяниями инока Филофея, провозгласившего Москву Третьим Римом.

Выступивший следом по видеосвязи член Правления Союза писателей России, заместитель Председателя Правления, генеральный директор Союза писателей России, писатель Дворцов Василий Владимирович в своём выступлении коснулся духовных и психологических основ православного человека, получавшего власть.

Текст выступления Василия Владимировича был опубликован на «Русской народной линии».

Писатель подчеркнул, что, попустив такие тяжёлые испытания, Господь возводил великого князя Василия к его главному служению и послушанию – удержанию Русской Православной Церкви от принятия унии.

Он также отметил, что слепота великого князя напоминает нам ослепление Крестителя Руси великого князя Владимира, который после Крещения обрёл иное зрение. Так и Василий Васильевич стал видеть то, на что многие не обращали внимания.

Выступивший далее по видеосвязи историк-источниковед, научный редактор информационно-исследовательской службы «Царское дело» Леонид Евгеньевич Болотин отметил, что Бог попускает испытания тем, кто может их вынести, поставив великого князя Василия Васильевича в один ряд с такими выдающимися русскими правителями, как первый Царь Иван Васильевич Грозный и первый Император Пётр Алексеевич Романов.

Василию Васильевичу пришлось княжить в тяжёлое время братоубийственной борьбы. Потеряв зрение, он приобрёл невероятный духовный слух: он единственный услышал и пресёк ересь и зло, которое несло уния в лице митрополита Исидора.

Выступивший дистанционно руководитель культурно-просветительского сообщества «Переправа», постоянный член Изборского клуба, кандидат исторических наук Александр Иванович Нотин рассказал об истории создания Изборского холма, где собраны земли со всей планеты. Развивая этот образ, он подчеркнул, что нам нужно сегодня собирать все наши силы, создавать творческий авангард народа Божия и находить людей служения. По его мнению, только так можно вывести Россию из того тяжёлого состояния, в котором она оказалась.

Далее выступил доктор исторических наук, кандидат филологических наук, профессор Санкт-Петербургского университета протодиакон Владимир Василик.

Своё выступление отец Владимир посвятил каноническим аспектам автокефалии Русской Православной Церкви, которую она получила именно в годы великого князя Василия Васильевича.

По слову отца Владимира, митрополит Исидор продал Православие ради псевдоспасения империи. В итоге он потерял Православие и не сохранил империю.

Законность автокефалии Русской Православной Церкви связана с тем, что Мать-Церковь Константинопольская Церковь отпала в тот момент в ересь, а потому Русская Православная Церковь имела полное право избрать православного епископа.

Отец Владимир обратил внимание на такую коллизию, что позже, в 1453 году, султан Мехмед II сделал всё, чтобы Константинопольский патриархат вернулся из унии в Православие. Однако Русская Церковь уже не могла вернуться в прежнее состояние – отказаться от автокефалии. Такое возвращение из автокефалии в состояние митрополии Константинопольского патриархата не предполагается православными канонами.

Кроме того, возникала коллизия: если бы Русская Церковь вернулась бы в состав Константинопольского патриархата, то косвенно русское православное духовенство стало бы подданными турецкого султана. А на тот момент наше духовенство являлось подданными, весьма уже косвенно, хана Золотой Орды. И двойное подданство создавало бы совершенно двусмысленную ситуацию в политическом отношении и ставило бы под удар Русскую Православную Церковь как с той, так и с другой стороны.

Академик Российской академии художеств заслуженный художник России скульптор Олег Иванович Молчанов своё выступление посвятил монументальному изображению собирателей земли Русской. Как известно, сам скульптор является автором памятника Ивану Васильевичу Грозному в городе Орёл. Он отметил, что можно создать образ Василия Васильевича Тёмного, ведь есть парсуны и различные изображения.

Он обратил внимание на тот момент, что Василий Тёмный пользовался политической и духовной поддержкой со стороны первого самостоятельного митрополита Московского святителя Ионы. Эта связь между святителем Ионой и великим князем Василием Васильевичем напоминает ту духовную тесную связь между первым самостоятельным великим князем Московским Иваном Даниловичем Калитой и первосвятителем Московским Петром.

Если вести речь о монументализации образа Василия Тёмного, то напрашивается идея создания памятника, посвящённого двум выдающимся русским людям – святителю Ионе и великому князю Василию.

В заключение на конференции выступил главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Дмитриевич Степанов.

В своём выступлении он отметил, что ныне перед нашим обществом стоит актуальнейшая задача, которую можно выразить словами известного китайского мудреца Конфуция – задача исправления имён.

Ныне сложилась парадоксальная ситуация, когда в столице Российского государства никак не отмечена память его созидателей. В Москве нет улиц в честь Ивана Даниловича Калиты, Василия Васильевича Тёмного, Ивана Васильевича III, Ивана Васильевича Грозного – тех людей, кому мы обязаны созданием единого русского государства. Наш долг поставить вопрос об увековечивании их имён перед властями.

Анатолий Степанов убеждён, что необходимо исправить эту нашу вопиющую неблагодарность перед великими предками.

По его словам, в Москве практически нет памятников никому из московских князей, за исключением великого князя Димитрия Ивановича Донского. И это тоже важная и необходимая задача, потому что это не только долг памяти, но и задача воспитания исторического чувства у подрастающего поколения и у тех людей, которые приезжают в столицу и которые желали бы познакомиться с историей первопрестольной, гуляя по прекрасным столичным улицам и площадям.

Анатолий Степанов также отметил, что Василий Васильевич Тёмный даже на фоне Ивана Даниловича Калиты, Ивана III, Ивана Грозного совершенно недооценённый русский правитель. Тем не менее, в его длительное правление состоялось такое выдающееся событие как обретение Русской Церковью автокефалии, что открыло путь осмысления России себя как Третьего Рима и в дальнейшем к принятию Патриаршества Русской Православной Церковью.

Василий Васильевич фактически создал все условия для того чтобы его сын Иван Васильевич III объединил земли вокруг Москвы и положил начало самостоятельному существованию Московского государства.

Василий Васильевич заложил некий алгоритм русской истории, когда именно верховная власть выступила защитником чистоты Православия, в то время как тогдашний Предстоятель Церкви митрополит Исидор впал в унию, предав Православие. Благодаря именно верховной власти была сохранена чистота вероисповедания на Руси. И этот алгоритм, по словам выступающего, мы можем заметить во всей русской истории.

Очень важный момент, на который следовало бы обратить внимание, заключается в том, что во времена Василия Васильевича активными политическими акторами, как говорят политологи, становятся Церковь и народ. Ведь именно при активном участии Церкви и народа Василий Васильевич возвращал власть, которую отбирали его двоюродные братья, напомнил Анатолий Степанов.

Эпоха правления Василия Васильевича показывает, что именно связь верховной власти с Церковью и народом является основой стабильности и опорой для борьбы против боярского сепаратизма.

В заключение конференции участники обсудили конкретные шаги по увековечиванию памяти великого князя Василия Васильевича Тёмного, что найдёт выражение в обращении от имени участников конференции в органы власти. Чтобы память о наших великих предках сохранялась в памятниках, названиях улиц наших городов.

Подробнее:
https://ruskline.ru/news_rl/2024/01/24/russkaya_vlast_kak_zawitnik_chistoty_pravoslaviya

Дополнительно предоставляем информацию  о конференции с сайта Московского дома национальностей

https://mdn.ru/report/mezhdunarodnyj-fond-slavyanskoj-pismennosti-i-kultury-nauchno-prakticheskaya-konferentsiya-sobirateli-zemli-russkoj-vasilij-ii-vasilevich-temnyj-velikij-knyaz-moskovskij-avtokefaliya-russkoj-tserkv