Сегодня 19 октября – День рождения Вячеслава Михайловича Клыкова.

ВИТЯЗЬ ЗЕМЛИ РУССКОЙ 19 ОКТЯБРЯ – ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ВЕЛИКОГО СКУЛЬПТОРА В.М. КЛЫКОВА

ВИТЯЗЬ ЗЕМЛИ РУССКОЙ 19 октября – день рождения великого скульптора В.М. Клыкова
На первый взгляд, скульптурный памятник – это большой или не очень большой кусок камня, бронзы, от которого отсечено лишнее… А ведь в нём тоже живет душа. Точнее часть души того человека, который его создал, его родителя-скульптора. Ведь автор вкладывает в каждое свое творение словно в живое дитя столько сил, тепла! Именно таким и был истинный подвижник земли Русской – Вячеслав Михайлович Клыков.
   Более семидесяти лет ложные идеалы навязывались русскому народу. Вячеслав Михайлович раньше других почувствовал, с кем на самом деле Россия может освободиться от этих оков, встать с колен и снова вернуться к той высшей истине, которой служили все предшествующие поколения. И, словно опережая время, В. М. Клыков объявил духовную брань за возвращение русских святых на родную землю. Он будто бы призвал их вновь на помощь, и они спустились к нам с небес – великие, непобедимые воители.
   Перед Вячеславом Михайловичем стояла сверхзадача – он воздвигал памятники князьям, святым, победителям, тем, чьи имена навсегда остались в истории России и живут в сердцах людей. Стоит напомнить о них и попытаться хоть отчасти разобраться, почему так тернист был его путь, рассказать о том, что он делал своими руками.
   Рассеяние изваяний В.М. Клыкова невероятно широко. Его работы можно встретить как на необъятных просторах Руси, так и за её пределами. Так, Вячеслав Михайлович создал памятник поэту Николаю Рубцову в Тотьме, который оставил нам главный завет: «Россия, Русь, храни себя, храни…», писателю Ивану Бунину в Орле, умершему в изгнании, но не согласившему отречься от правды в своих строках «Окаянных дней».
   Так же нашли свое место памятники А. С. Пушкину в Перми, К. Батюшкову в Вологде, В.Шукшину на Алтае. Но особенно значимым в судьбе самого Вячеслава Михайловича стал один из его современников, очень близкий по духу и восприятию переживаемых событий конца 80-х гг. XX века человек. Это певец и композитор Игорь Тальков, который в своих песнях не только с болью в сердце и тоской в голосе пел о судьбе Родины, но и стремился помочь вновь обрести национальное самосознание не одному «обманутому поколению» русских людей. Отважный сын Великой России будто воевал за будущее Отечества. И погиб как воин! Идя в очередной бой, Игорь Владимирович получил роковую пулю в сердце, но не отказался от своих слов. В светлую и вечную память о великом сыне Великой России Вячеслав Михайлович возвел крест-памятник на могиле певца на Ваганьковском кладбище, долгие годы помогал музею Игоря Талькова, а его песни укрепляли Вячеслава Михайловича в самые тяжелые и сложные минуты.
   Героическим событиям и героям России Вячеслав Михайлович посвятил больше всего работ. Они известны почти каждому, но имя автора чаще всего едва заметно выгравировано где-нибудь сбоку на постаменте, ибо столь же скромным был и сам Вячеслав Михайлович. Он выражал свою любовь к Родине не через бурю эмоций, не через громкие слова, а через свои деяния. Вячеслав Михайлович стремился увековечить память о прославленных сражениях и поставить зримые знаки на этих священных местах: часовня на Прощёном колодце (Куликовская битва), Звонница на Прохоровском поле (Курская дуга)…
   Неутомимые руки Вячеслава Михайловича воссоздавали нашу живую историю. В безбожные десятилетия знаменитая фраза Александра Невского: «Не в силе Бог, а в правде…» обрывалась на этом месте, а ведь в жизни он продолжил её следующими словами: «…кто на конях, кто с копием, а мы имя Господа нашего призовем». Памятник благоверному великому князю поставлен на курской земле, родине В.М. Клыкова. Величественный Дмитрий Донской возвышается неподалеку от Николо-Угрешского монастыря в Подмосковье. Целый ряд памятников Вячеслава Михайловича словно воскрешал Киевскую Русь… Это равноапостольная княгиня Ольга, креститель Руси князь Владимир и герой древних былин, причисленный к лику святых, преподобный Илья Муромец.
    Все эти работы насквозь пронизаны православной верой, духовностью, поиском истинного пути человека и защитой земного Отечества.
   Но особенно мне дорог памятник преподобному Сергию Радонежскому в Радонеже. Встреча с ним произошла ещё в 2006 году. Хотя я не знала, кто автор памятника, и поначалу не смогла понять его смысла. До сих пор размышляю, чем же привлек меня этот памятник, чем же всколыхнул так мою душу? Перед глазами остался только его образ. А когда я познакомилась с творчеством В.М. Клыкова, мне открылось и то, что скрывается за этим монументом. Из отрока Варфоломея, мальчика из благочестивой боярской семьи произрос монах, игумен всея Руси Сергий Радонежский. Но почему же в советское время так боялись того, который всю свою жизнь совершал добро, благословлял победу на Куликовом поле и приготавливал Русь для сбрасывания ига?
   Сложно даже представить, что произошло с этим памятником. Ведь его арестовали… Да, да, арестовали в 1987 году. Причем, на подступах к холму, где должен был установлен памятник, перекрыли все дороги. Люди пробирались к нему через болота, лес ради того, чтобы поклониться святому месту. Оказалось, что на соседней колокольне дежурят автоматчики, а речку Пажу почти всю скачали, наполнив машины водой для брандспойтов. Но люди всё равно стремились к холму, пробирались к нему, они верили, и вера оказалась настолько сильной, что, в конце концов, истина победила. Через год там был воздвигнут памятник, но уже не из бетона, а из настоящего камня – змеевика, построенный на пожертвования верующих, словно свеча самому Сергию Радонежскому.
   Мне хотелось бы остановиться ещё на одной работе Вячеслава Михайловича, которая стоит как бы особняком в его творчестве. Это памятник Государю Императору Николаю II.
   Памятник стал опальным, наверное, потому, что его никак не могли воспринять люди, воспитанные в советском духе, с другими жизненными установками. Его не принимали, даже взорвали, будто и о его судьбе сам Царь пророчески написал в дневниках: «…если потребуется жертва для воскресения Руси, я буду этой жертвой». И всё на благо Отечества. В.М. Клыков понимал, какую жертву принес Царь и после уничтожения воссоздал этот памятник. И по сей день стоит он в подмосковном селе Тайнинском, недалеко от храма Благовещения, в котором по пути в Троице-Сергиеву Лавру молилась Царская Семья.

ВИТЯЗЬ ЗЕМЛИ РУССКОЙ 19 октября – день рождения великого скульптора В.М. Клыкова

   Зимой я побывала в Тайнинском. Сложно передать чувства, которые наполнили душу. Погода в то утро не радовала. Небо затянуто облаками, метель не переставала, дул пронизывающий ветер. Когда же наша паломническая группа подошла к храму, метель прекратилась.

ВИТЯЗЬ ЗЕМЛИ РУССКОЙ 19 октября – день рождения великого скульптора В.М. Клыкова

В храме, по-царски убранном и в то же время таком скромном, сразу наступило смирение и успокоение. Прочитав акафист Державной иконе Божией Матери, мы направились к памятнику Царю. И вот перед нами сам Государь со скипетром и державой; какая сила, какое могущество и неиссякаемая вера передавались через каменное обличие, словно его душа в тот момент спустилась к памятнику! Невозможно было удержаться от того, чтобы не опуститься на колени и не помолиться помазаннику Божию. Вот он стоит, великий страдалец, словно смотрит на все вокруг и молится за Отечество. И такая благодать снизошла на сердце! Да и небо вдруг просветлело, выглянуло солнце, будто кто-то специально устроил нам все сие.
   Многие знают В. М. Клыкова как скульптора, народного художника России. Но Вячеслав Михайлович известен как крупный общественный деятель. Он – глава Всероссийского соборного движения, воссоздатель и председатель Главного совета Союза русского народа. Я очень удивилась, когда узнала, что помимо творческих заслуг Вячеслав Михайлович являлся еще и генералом казачьих войск. Немало сделал Вячеслав Михайлович и для возрождения славянской культуры. Он возглавлял Международный фонд славянской письменности и культуры, первым привез Благодатный огонь из Иерусалима, а также положил начало празднованию Дней памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в общенародном масштабе.
   …6 июня 2006 г. в Сретенском монастыре происходило прощание с воином, скульптором, гражданином. Весь двор был заполнен людьми, среди них множество известных художников, скульпторов, ученых, писателей, артистов – тех, кто, как и сам В.М. Клыков, любят свое Отечество и служат ему, несмотря ни на что.
   И вот последний путь на его малую Родину. Во многих населенных пунктах траурный кортеж встречали и провожали, а вереница машин становилась всё больше. Особенно всех поразило, что на подъезде к Курску кортеж был остановлен, затем все милицейские машины включили мигалки, и таким образом кортеж последовал по курской земле. Люди выходили из домов, склоняли головы, становились на колени. Так земляки провожали Вячеслава Михайловича Клыкова в последний путь. Панихиды, прощание, бесконечные очереди, народу всё не убывало. «Вот и вернулся. Теперь уж навсегда… к своему отчему крову» – это слова односельчан Вячеслава Михайловича в Мармыжах, встречавших его, словно возвратившегося с поля боя.
   Ещё недавно, заинтересовавшись творчеством Вячеслава Михайловича, я не предполагала, что меня ждут две удивительные встречи. Наверное, многое для меня осталось бы не открытым, если бы мне не посчастливилось побывать там, где денно и нощно работал В.М. Клыков. В Международном фонде славянской письменности и культуры я познакомилась с Александром Владимировичем Бочкаревым. Он последние пятнадцать лет находился рядом с Вячеславом Михайловичем, одновременно был его помощником и соратником, а зачастую и правой рукой. Александр Владимирович очень тепло отзывался о Клыкове, всё время по-дружески величая: «Михалыч». Мне в голову даже пришла мысль, что, может быть, работая над памятниками нашим святым, они стали духовными братьями. Каждый памятник и для Александра Владимировича был родным. Он также радел о них и переживал, когда скульптуры повергались гонениям. А. В. Бочкарев приоткрыл дверцу в глубокий и огромный духовный мир Вячеслава Михайловича Клыкова. Эти несколько часов, проведенные в Фонде, явились для меня возможностью хотя бы немного прикоснуться к тому сокровенному, что было так дорого Вячеславу Михайловичу.
   Но в этот день меня ждала ещё одна встреча. И она оказалась совершенно неожиданной. Недалеко от Фонда в старинном особняке расположилась мастерская-музей В. М. Клыкова. У входа гостей встречает памятная доска с портретом народного скульптора. Переступив порог мастерской, я волновалась, зная, что сейчас увижу Андрея Вячеславовича – сына Андрея Вячеславовича Клыкова. На противоположной стене от входа сразу предстали взору большие барельефы Спасителя, Матери Божией и Александра Невского. Вдоль всей соседней стены тянулись высокие стеллажи, на которых плотными рядами расставлены маленькие копии великих творений скульптора.
   Андрей Вячеславович стоял поодаль, на балконе, и осматривал один из уже своих новых памятников (мастерская действующая, но теперь ей руководит продолжатель династии Клыковых). Андрей Вячеславович с первого взгляда показался очень суровым, и я поначалу даже позабыла все вопросы, которые хотелось задать ему. Но после того, как он пригласил на чашку чая и непринужденно стал рассказывать о своем отце, на душе немного отлегло. И еще подумалось – пожалуй, сын становится достойным продолжателем дела великого отца.
   А в завершение ещё об одном неожиданном откровении, о котором я узнала совсем недавно. На похоронах дядя Вячеслава Михайловича поделился с одним из друзей Клыкова: «Это не он выбирал, кому ставить памятник,.. к нему являлся во сне преподобный Сергий и называл ему имя святого». И Вячеслав Михайлович принимался за дело, уже исполняя волю свыше…
Юлия КАШИРИНА, 11 класс,
«Салтыковская гимназия» г. Балашиха
Московской области

 

19 Октября -День рождения Вячеслава Клыкова
 

Вячеслав Михайлович Клыков родился в крестьянской семье 19 октября 1939 года в селе Мармыжи (Курская область). Начал рисовать в детском возрасте, а профессиональное образование получил в Московском художественном институте имени В.И.Сурикова (1964).

Стал известен благодаря своим работам по скульптурному оформлению Центрального детского музыкального театра (1979) и фигурой «бога торговли» Меркурия у Центра международной торговли (1982) в Москве.

Для работ Клыкова характерен четкий обобщенный силуэт, а суровый стиль официального монументализма вытесняется в них карнавально-игровым началом, а в более поздних работах – национально-романтическим пафосом.

В 1995 году по проекту Клыкова с соавторами на поле под Прохоровкой был установлен храм-звонница в память битвы на Курской дуге.

Монументы, созданные Клыковым, порой становились героями сенсационных историй. К примеру, Сергий Радонежский явился едва ли не первым монументом в перестроечной России, который попытались установить без официальной санкции, а памятник Николаю II (в Тайнинском) был в 1997 году взорван антимонархистами.

В 1990-е годы скульптор активно работал в качестве председателя созданного им Международного фонда славянской письменности и культуры. 21 ноября 2005 года провёл восстановительный съезд Союза русского народа, избран его председателем.

Умер Вячеслав Михайлович Клыков в Москве 2 июня 2006 года. Похоронен в родном селе.

За годы своей творческой деятельности Вячеслав Михайлович создал более 200 скульптурных произведений. Здесь показана небольшая часть его наследия, наиболее известные и значимые работы мастера.

Памятник Меркурию, покровителю торговли около Центра Международной Торговли. 1982 год.

Памятник Н.М. Рубцову.

Открытие памятника состоялось в середине сентября 1985 года в присутствии большого количества гостей, писателей, поэтов из Вологды, Москвы, Ленинграда и других городов. Много было сказано о жизни и творчестве поэта, самобытности его поэтического наследия. Гипсовый памятник простоял полтора месяца. По совету скульптора В.М. Клыкова его убрали до наступления сырой погоды и морозов, потому что он от их действия мог разрушиться. Так как основание памятника выходило за пределы площадки постамента, прошлось доделывать постамент и изменить его контуры. Это сделали тотемские реставраторы. Они же и облицевали постамент мраморными плитами с надписью:

«За всё добро расплатимся добром,
За всю любовь расплатимся любовью».

Н.Рубцов

В бронзовом исполнении памятник был отлит в 1986 году на Мытищинском заводе художественного литья при посредстве скульптора Вячеслава Клыкова, доставлен в Тотьму и установлен на подготовленный постамент.

* * *

Памятник К.Н. Батюшкову, русскому поэту, предшественнику Пушкина установлен в 1987 году к 200-летию со дня рождения поэта в рамках Дней славянской письменности и культуры. Спешившийся Батюшков держит в поводу наклонившего голову коня. Памятник установлен на Кремлёвской площади у церкви Александра Невского.

Батюшков родился в Вологде в 1787 году и здесь же провёл последние годы своей жизни.

Вологжане полюбили эту достопримечательность Вологды, с самого момента появления по вечерам около памятника стала собираться молодежь. На площадке перед памятником проводятся различные городские мероприятия, выставки, собрания.

Древнее село Городок, больше известное под названием Радонеж, находится в нескольких километрах от крупнейшего в России православного монастыря – Троице-Сергиевой Лавры. В 1328 году основатель этой обители – Сергий Радонежский – на некоторое время переехал в Городок и жил здесь до смерти своих родителей.

В 1988 году на месте старинного Радонежского детинца был установлен памятник преподобному Сергию в виде трехметровой фигуры старца, в центре которой высечено рельефное изображение мальчика с образом Троицы в руках.

Памятник Великой княгине Елизавете Фёдоровне Романовой находится во дворе Марфо-Мариинской обители, на территории района «Якиманка» Центрального административного округа города Москвы. Открыт в 1990 году патриархом Алексием II. Памятник – это хрупкая женская фигура в монашеском одеянии, которая стоит на невысоком пьедестале. На пьедестале написано: «Великой княгине Елизавете Фёдоровне с покаянием». Княгиня Е.Ф. Романова причислена к лику святых, так как после Октябрьской революции 1917-го года была арестована (1918) и вместе с другими Романовыми вывезена в город Алапаевск, где в ночь с 17 на 18 июля 1918 года сброшена живой в шахту рудника. Тело Елизаветы Федоровны было вывезено и в 1921 году захоронено в Иерусалиме.

Двадцатый век… Еще бездомней,
Еще страшнее жизни мгла
(Еще чернее и огромней
Тень Люциферова крыла), –

писал Александр Блок. Но ХХ век освящен и образами новых мучеников за веру, искупивших наши грехи перед вечностью… Таков и образ великой княгини Елизаветы Федоровны.

Великая княгиня Елизавета Фёдоровна (1864—1918) — принцесса Гессен-Дармштадтская; в супружестве за великим князем Сергеем Александровичем великая княгиня царствующего дома Романовых. Основательница Марфо-Мариинской обители в Москве. Почётный член Императорской Казанской духовной академии. Прославлена в лике святых Русской православной церкви в 1992 г.

 

Памятник А.С. Пушкину на ул. Сибирской был открыт 6 июня 1993 года. Авторы памятника — скульптор В.М. Клыков, архитектор М.И. Футлик.

Заказ на изготовление памятника был сделан администрацией г. Перми в начале 1980 года. А в 1983 году были отлиты скульптура поэта и шесть бронзовых фигурных решёток.

После изготовления, памятник прибыл в Пермь, но, как выяснилось, средств на установку не оказалось. И тогда складировали памятник великому русскому поэту на задворках одного из пермских заводов, где позже он был завален мусором и отходами производства. Постепенно о монументе и вовсе забыли. Лишь в год празднования

185-летия со дня рождения поэта, памятник нашли среди заводского мусора, на поверхности отходов виднелась только часть цилиндра (памятник найден благодаря В.А. Туровичу). Затем памятник раскопали и власти города пообещали, что памятник в ближайшее время будет установлен, но памятник только переехал на задворки другого завода, где пролежал еще почти 10 лет.

15 ноября 1990 года поклонники творчества великого поэта и члены литературного клуба обратились в депутатскую комиссию по культуре горисполкома с просьбой установить в Перми памятник Пушкину. Замысел осуществлялся под руководством Н.А. Зюзина. В 1992 году начались работы по сооружению бетонного фундамента и постамента, установка декоративной стены из шести бетонных блоков, соединённых решётками с бронзовыми барельефами на темы знаменитых пушкинских сказок, облицовка гранитными плитами. В 1993 году, 6 июня, в день рождения великого поэта, более, чем через 10 лет после создания монумента, состоялось торжественное открытие памятника, а на следующий день после открытия — молебен и освящение постамента.

Памятник воину-победителю является центральной частью обширного мемориала в память о рабочих Мотовилихинского завода (Пермский край), не вернувшихся с полей сражений Великой Отечественной войны. Открыт мемориал в 1985 году. Скульптор В.М. Клыков, архитектор Ю.И. Семерджиев.

Памятник воину-победителю является центральной частью обширного мемориала в память о рабочих Мотовилихинского завода (Пермский край), не вернувшихся с полей сражений Великой Отечественной войны. Открыт мемориал в 1985 году. Скульптор В.М. Клыков, архитектор Ю.И. Семерджиев.

Памятник воину-победителю является центральной частью обширного мемориала в память о рабочих Мотовилихинского завода (Пермский край), не вернувшихся с полей сражений Великой Отечественной войны. Открыт мемориал в 1985 году. Скульптор В.М. Клыков, архитектор Ю.И. Семерджиев.

Когда-то давно на месте мемориала находилось кладбище селения Мотовилиха. Позже, при советской власти, стоял цирк (сгорел в 1942 году), а перед цирком стоял другой памятник «За власть Советов» (автор Г.В. Нерода). Впоследствии памятник демонтировали и через некоторое время установили настоящий мемориал, составными частями которого сегодня являются памятник войну-победителю, две пушки и бетонная стена памяти, на которой прекреплены таблички с именами невернувшихся с полей сражений Великой Отечественной войны рабочих Мотовилихинского завода.

Кирилл и Мефодий по праву считаются просветителями славянского народа. В 863 году реформаторы азбуки и проповедники христианства создали церковный язык, переведя Евангелие, Апостол и Псалтырь. До сих пор братьев греков помнят и почитают, а церковью они были причислены к лику святых. В 1992 году, в празднование Дня славянской письменности и культуры состоялось торжественное открытие памятника Кириллу и Мефодию. Расположился он на Славянской площади и представляет собой скульптурную композицию из братьев, держащих большой крест. Скульптор памятника В.В. Клыков изобразил Кирилла и Мефодия в традиционных одеждах того времени, а крест между ними символизирует религиозность братьев и их работ.

Автор памятника рассказывал, что, когда был установлен памятник Кириллу и Мефодию, в нише цоколя первое время горела лампадка. Но потом ее пришлось убрать, поскольку в нее несколько раз стреляли. Пуленепробиваемое стекло, прикрывающее лампадку, было всё в трещинах. Но сама лампадка, к счастью, не пострадала. После этого ее перенесли в церковь. Но уже и потом по пустой нише в постаменте стреляли еще раз. Кого-то русские святыни очень раздражают, не дают покоя, считает скульптор.

Стоит отметить, что памятники Кириллу и Мефодию располагаются во многих городах мира, а праздники в их честь являются государственными в России, Болгарии, Чехии, Словакии и республике Македонии.

В Самаре в рамках празднования Всероссийского Дня славянской письменности и культуры 23 мая 2004 г. был освящен памятник родоначальникам славянской письменности Кириллу и Мефодию.

Композиция монумента не повторяет ни один из существующих в мире памятников святым Кириллу и Мефодию. Две бронзовые фигуры святых высотой 3,5 метра расположены по бокам почти шестиметрового креста. У подножия креста – раскрытая книга со словами из Евангелия от Иоанна: “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог”.

Установлена скульптурная композиция на постаменте, который вытесан из цельного куска гранита, добытого под Санкт-Петербургом. Весит гранитная глыба более 32 тонн. Она была привезена в Самару из северной столицы на специальном трейлере.

До этого в России было всего два памятника Кириллу и Мефодию: один болгары преподнесли в качестве подарка Мурманску, второй – также выполненный Вячеславом Клыковым – находится в Москве на Славянской площади. Оба памятника приблизительно в два раза меньше самарского.

Памятник князю Владимиру установлен на перекрестке улиц Ерошенко, Древняя и Дмитрия Ульянова в Севастополе (Херсонес). Его в июле 1993 года подарил городу Президент Международного фонда славянской письменности и культуры известный скульптор В. М. Клыков — автор скульптуры князю Владимиру.

На вертикальном прямоугольном постаменте из красного гранита возвышается бронзовая фигура Равноапостольного князя Владимира в полный рост. На голове — низкий шлем, на плечи накинут плащ. Левой рукой он придерживает миндалевидный щит с орнаментом, правая рука поднята вверх. Справа — четырехконечный крест с треугольным навершием. Общая высота памятника 5,2 метра, скульптуры — 3,2 метра.

Вначале памятник временно установили на площади у центрального входа национального заповедника «Херсонес Таврический». Место выбрали явно неудачно, что вызывало удивление как севастопольцев, так и гостей города. Памятник сняли. Началась бурная и продолжительная полемика о новом, исторически привязанном месте, для его установки. Предлагалось несколько вариантов, в том числе у Владимирского собора на территории Херсонеса, в сквере у собора Петра и Павла на существующем тогда постаменте снятой парковой скульптуры Максима Горького, на перекрестке улиц Ерошенко, Древней и Дмитрия Ульянова…

С согласия академика В. М. Клыкова окончательное место определили в сквере, на перекрестке этих улиц — на Девичьей горе, исторически связанной с историей Херсонеса.

Доминирующее положение возвышенности позволяло визуально связать памятник с Херсонесом — его оборонительными стенами, центральной площадью и расположенным на ней Владимирским собором, построенным на развалинах древней церкви Св. Василия, которую традиционно связывали с крещением в Херсонесе князя Владимира.

Вячеслав Михайлович Клыков высказал пожелание, чтобы отведенное место перед началом строительных работ освятили. Обряд с благословения архиепископа Симферопольского и Крымского Лазаря (ныне митрополита) 14 марта 1994 года совершил настоятель Владимирского (Адмиральского) собора протоиерей Алексей (Тупиков).

Проект благоустройства и установки памятника выполнили архитекторы А. Л. Шеффер и А. И. Баглей. Они предусматривали две стадии приведения в порядок территории.

28 июля 1994 года, в день Св. Владимира, памятник открыли: автор, духовенство и власть имущие по разным причинам отсутствовали. Со временем забылось, что последние обещали перепрофилировать ресторан «Дельфин» в другое заведение, а также выполнить вторую очередь благоустройства территории: сооружение подпорных стенок, лестниц, устройства ограды художественного литья.

В 1995 году в Орле был открыт монументальный памятник Бунину. Скульптура возвышается на высоком берегу Орлика.

Иван Алексеевич Бунин (1870-1953) – выдающийся русский поэт, прозаик, переводчик и публицист..

Детство Бунина прошло в Орловской губернии на хуторе Бутырки. Стихи Бунин начал писать в 7–8 лет, в них особенно сильно ощущалось влияние Пушкина и Лермонтова.

С 1889 по 1892 год Бунин работал в редакции губернской газеты “Орловский вестник”. В 1891 году в типографии “Орловского вестника” был набран первый сборник его стихов – “Стихотворения. 1887-1891”.

Памятник выдающемуся полководцу, первому маршалу Советского Союза — «Маршалу Победы» Георгию Константиновичу Жукову (1896-1974) установлен перед зданием Исторического музея на Красной площади в 1995 году в честь празднования 50-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

Пятиметровая бронзовая конная скульптура установлена на красном гранитном постаменте весом 100 т. Жуков предстает перед зрителем в зените своей славы — в момент принятия Парада Победы 24 июня 1945 года, когда он верхом на белом скакуне приветствует воинов-освободителей. Образ маршала-победителя ассоциируется с образом Георгия Победоносца, изображение которого помещено в основании монумента. При этом, следуя традиции мировой монументальной скульптуры, автор выделил в пластике парадной конной фигуры в качестве главной темы человеческий характер.

Одно из важных достоинств памятника — портретная документальность, точная передача характера полководца. Американский главнокомандующий генерал Дуайт Эйзенхауэр, будучи летом 45-го сразу же после Победы в Москве, свидетельствовал: «Имена Жукова и других советских командующих будут в будущем славить как имена великих мастеров своего дела».

По признанию скульптора, памятник маршалу Жукову создавался без предварительного заказа. Этой работой В. М. Клыков продолжил тему сакральности победы, поставив Жукова в один ряд со святыми полководцами Земли Русской — Александром Невским и Дмитрием Донским. Парад Победы, великий полководец Жуков верхом на белом коне — самое сильное впечатление детства скульптора Вячеслава Клыкова. Оно и легло в основу пластического решения памятника.

Многие отмечают некоторую схожесть композиции с изображением Георгия Победоносца, «попирающего змия», изображение которого помещено на пьедестале.

Одним из знаковых монументов, созданных В.М. Клыковым, стала звонница на Прохоровском поле, воздвигнутая в память о танковом сражении на Курской дуге и открытая в 1995 году в день 50-летия Победы. На Прохоровском поле был создан комплекс Победы как Третье ратное поле России – по образу и подобию Куликова и Бородинского полей. На Бородинском поле стоит обелиск с орлом и крестом, на Куликовом – брюлловская колонна, на Прохоровском – звонница. Построен поселок рядом с Прохоровкой, а в нем – храм во имя апостолов Петра и Павла (архитектор Д.С. Соколов).

Высота звонницы – 50 метров. Она венчается шестиметровой скульптурой «Покров Божией Матери», до 30-метровой отметки идут горельефы с четырех сторон. Первый, посвященный началу войны, – Собор всех святых, в земле Российской просиявших. На победной, на восточной стороне, – святой Георгий Победоносец, на южной стороне – изображение святыни, чтимой Русской Православной Церковью, – Курской-Коренной иконы «Знамение». Четвертую сторону венчает образ Троицы.

«Такое сражение, как на Прохоровском поле, нуждается в глубоком осмыслении, – был убежден В.М. Клыков. – По свидетельству крестьян, живших в окрестных деревнях, после сражения вода ушла из колодцев. От содрогания ли земли или еще от чего, но вода ушла и появилась только через несколько месяцев. Женщины, которые хоронили убитых, рассказывали мне, что почти все наши воины лежали лицом вверх, а немцы лежали лицом вниз. И разве победа могла свершиться без воинства небесного? Значит, все это должно отразиться в памятнике. Разумеется, будут горельефы, говорящие о нашей победе. Это – маршал Жуков, принимающий парад на Красной площади, это освобождение народов Европы, тоже в символической форме, это тяготы войны, вплоть до образа женщин, тянущих за собой плуг. Этот горельеф будет одним из центральных, символических».

Одним из знаковых монументов, созданных В.М. Клыковым, стала звонница на Прохоровском поле, воздвигнутая в память о танковом сражении на Курской дуге и открытая в 1995 году в день 50-летия Победы. На Прохоровском поле был создан комплекс Победы как Третье ратное поле России – по образу и подобию Куликова и Бородинского полей. На Бородинском поле стоит обелиск с орлом и крестом, на Куликовом – брюлловская колонна, на Прохоровском – звонница. Построен поселок рядом с Прохоровкой, а в нем – храм во имя апостолов Петра и Павла (архитектор Д.С. Соколов).

Высота звонницы – 50 метров. Она венчается шестиметровой скульптурой «Покров Божией Матери», до 30-метровой отметки идут горельефы с четырех сторон. Первый, посвященный началу войны, – Собор всех святых, в земле Российской просиявших. На победной, на восточной стороне, – святой Георгий Победоносец, на южной стороне – изображение святыни, чтимой Русской Православной Церковью, – Курской-Коренной иконы «Знамение». Четвертую сторону венчает образ Троицы.

«Такое сражение, как на Прохоровском поле, нуждается в глубоком осмыслении, – был убежден В.М. Клыков. – По свидетельству крестьян, живших в окрестных деревнях, после сражения вода ушла из колодцев. От содрогания ли земли или еще от чего, но вода ушла и появилась только через несколько месяцев. Женщины, которые хоронили убитых, рассказывали мне, что почти все наши воины лежали лицом вверх, а немцы лежали лицом вниз. И разве победа могла свершиться без воинства небесного? Значит, все это должно отразиться в памятнике. Разумеется, будут горельефы, говорящие о нашей победе. Это – маршал Жуков, принимающий парад на Красной площади, это освобождение народов Европы, тоже в символической форме, это тяготы войны, вплоть до образа женщин, тянущих за собой плуг. Этот горельеф будет одним из центральных, символических».

29 октября 1996 г. липчане собрались на площади, которая отныне носит имя Петра Великого. Медленно сползло покрывало — и взорам людей предстал государь император Петр I, идущий широким, уверенным шагом, с развевающимся за плечами плащом-епанчой и свитком в руке. Овальную колонну постамента украшают российский герб и ростры в виде русалок. На переднюю, заднюю стороны цоколя, несущего колонну, положены картуши с надписями-посвящениями в венках. Широкие стороны цоколя несут два барельефа из кованой меди размером 1,6 х 3,2 м, изображающие Петра I, приехавшего в город и стоящего за столом у чертежей со своими сподвижниками. Барельефы выполнены липецким скульптором, заслуженным художником России А. Вагнером. В виде стилизованного фортификационного сооружения решен подиум с подпорными стенами вокруг постамента, оформленный оградой из якорных цепей, большими чугунными ядрами и пятирожковыми фонарями.

Спустя три столетия вернулся в Липецк бронзовый Петр — к местам, откуда начиналась слава и могущество российское.

20 августа 2000 года в подмосковном селе Тайнинском, на месте царского путевого дворца, был открыт памятник императору Николаю II. Автор монумента Вячеслав Клыков приурочил церемонию ко дню канонизации царской семьи.

Первый памятник был установлен 26 мая 1996 года в день столетия коронации Николая II. 1 апреля 1997 года он был взорван членами революционной организации РВС. В ноябре 1998 года памятник был восстановлен в гипсе в Подольске. Однако зимой того же года он был взорван.

По словам Вячеслава Клыкова, третий памятник восстанавливался на его собственные средства и незначительные пожертвования друзей.
Кованная из меди фигура самодержца в горностаевой мантии со скипетром и державой представляет его в момент наивысшего триумфа – восшествия на престол.

Памятник царю Николаю II около церкви Царственных Страстотерпцев в усадьбе Мелихова (д. Плещеево Подольского района Московской области).

Памятник князю Владимиру “Красное солнышко”

Открыт 4 августа 1998 года в Белгороде на Харьковской горе.

Памятник – символ единения православия и государства, символ объединительной идеи, братства славянских народов. С именем князя Владимира связано создание огромного и сильного государства. Своим расцветом оно во многом обязано его политической мудрости, непреклонной воле, воинской доблести, разумной хозяйственной деятельности.

Воздвигнут за счет добровольных пожертвований и средств спонсоров. Автор памятника скульптор Вячеслав Михайлович Клыков. Высота памятника – 22,5 метра. Постамент – 15 метров и 7,5 метра сама скульптура князя Владимира. Памятник изготовлен из меди в технике выколотки па Калужской скульптурной фабрике. На сооружение памятника ушло свыше 1,5 тонн меди.

Рельефы нижнего яруса посвящены ратной доблести, проявленной воинами, жертвенности и мужеству всех защитников Отечества. Среди фигур – библейские персонажи, а также конкретные люди, за подвиги свои причисленные к лику святых. Здесь прослеживается интересная связь: ангелы – это небесное воинство, отстаивающее веру, здесь же земные воины, защищавшие Отечество и ставшие святыми православной церкви.

Второй ярус содержит посвящение «Святому равноапостольному (то есть равному апостолам, святому) князю Владимиру» (сторона, обращенная к городу). Над посвящением находится изображение креста, именуемое в христианстве «Процветающее дерево», символизирующее главное деяние князя Владимира – крещение Руси. Крест же в христианстве является олицетворением райского дерева, символом вечного обновления, знаком соединения материального и духовного.
На рельефах второго яруса изображены святитель Иосаф Белгородский, преподобный Серафим Саровский и святой царь-мученик Николай II.

Главная фигура памятника – князь Владимир, стоящий на лавровом венке, как бы возносящийся над земной славой. В правой руке князь держит, высоко вознеся его, крест – благословляет всю землю Русскую и распростершийся у его ног город Белгород. Левая рука опирается на щит. Владимир тем самым обещает свою защиту и покровительство славянским народам, выросшим из единого корня, с общей верой, перенесенной тысячу лет назад на нашу землю.

Памятник святому благоверному князю Дмитрию Донскому, установлен на площади, носящей его имя, в г. Дзержинский Московской области, 1997 г.

Именно по этим местам в 1380 году шел со своим войском князь Дмитрий Иванович Донской на битву с Мамаем, на Куликовскую битву. Здесь войско сделало привал на ночь и под утро, выйдя из шатра, увидел князь прямо перед собой на сосне икону святителя Николая. И решил он, что это благоволение Божие, и сказал такие слова: “Сия вся угреша сердце мое !”

С тех пор это место и называется Угреша, а вернувшись с победой после Куликовской битвы, вновь остановился Дмитрий Донской на Угреше. Отслужили молебен и повелел князь, чтобы на этом месте соорудили храм во имя и в честь Святителя Угодника Христова Николая Чудотворца. Позднее здесь возникла обитель – Николо-Угрешский монастырь.

На высоком берегу Оки, в городском Окском парке, на постаменте возвышается бронзовый Илья Муромец. Этот памятник ещё совсем молодой (установлен в 1999 году), но уже пришёлся по душе землякам былинного богатыря и стал одним из самых узнаваемых символов города.

1 августа 1999 года на месте бывшего Кремля, рядом с живописной набережной Мурома состоялось торжественное открытие памятника былинному герою. Едва Вячеслав Клыков представил своё новое детище обществу, как все молодожёны Мурома стали приезжать сюда — к Илье Муромцу. В фигуре русского богатыря скульптор воплотил образ воина-монаха. Илья одет в кольчугу, из-под которой видна монашеская ряса, а его голову защищает традиционный русский шлем. Левой рукой богатырь прижимает к груди православный крест, а правой рукой грозно возносит меч над головой в назидание врагам. Взгляд бронзового «Ильи Муромца» обращён в сторону Оки, туда, где в древности проходила граница русских земель. Высота памятника — от меча до цилиндрического постамента — 21 метр. У постамента установлены грифоны — символы мощи, победы. Левой лапой мифические птицы опираются на щиты. Глядя на скульптуру былинного героя, на ум сразу же приходит знаменитая фраза: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет». Памятник святому воину Илье Муромцу имеет глубоко символическое значение: прежде всего, это памятник общероссийской воинской доблести и торжеству православия на земле русской.

После установки памятника некоторые муромцы впервые узнали, что Илья был их земляком, а не просто вымышленным былинным героем. Многие российские историки единодушно сходятся во мнении, что родиной богатыря является село Карачарово близ Мурома. Именно здесь в XII веке родился силач по прозвищу «Чобиток», ставший прототипом для былинного персонажа Ильи Муромца. 33 года богатырь не «владел» руками и ногами и лежал на печи, а затем получил чудесное исцеление от старцев и пошёл сражаться со Змием. Илья Муромец уехал в стольный Киев-град и поступил на службу к князю Владимиру Красное Солнышко. Незадолго до своей кончины герой-воин принял монашеский постриг. Его мощи покоятся в Киево-Печёрской лавре. Современные антропологи, исследовавшие останки преподобного Ильи, подтверждают, что ноги этого человека длительное время не действовали вследствие врожденного паралича или травмы. Позднее кости в местах переломов срослись, и это позволило Илье восстановить подвижность конечностей. В селе Карачарово сохранились следы пребывания богатыря. Здесь стояла его изба (о чём напоминает мемориальная доска), и до сих пор бьют родники, возникшие в том месте, где богатырский конь ударил копытами. Легендарному герою посвящена одна из экспозиций Муромского музея. Во дворе музея лежит огромный дубовый пень, а табличка, установленная рядом с ним, гласит, что такие дубы богатырь вырывал с корнем.

Образ героя-воина, народного заступника вдохновил Вячеслава Клыкова на создание памятника Илье Муромцу. Скульптура богатыря воплощает в себе победительное начало, торжество Победы, которая нужна России. «Нам необходимо понять, что у нас нет другой страны, кроме той, что завещана нам предками и Богом. Русским нужно почувствовать себя единым народом, и мы победим», — так считает автор памятника. И многие века на высоком берегу Оки на страже Земли Русской будет стоять бронзовый «Илья Муромец».

Памятник Александру Невскому в Первомайском парке г. Курска.

Был воздвигнут по инициативе ветеранов Великой Отечественной войны и кавалеров военного ордена Александра Невского. Открытию памятника в октябре 2000 г. предшествовало переименование одной из центральных улиц и одной школы Курска (в августе 1999 г. и феврале 2000 г.) в честь Александра Невского.

Подарен городу и землякам автором, скульптором Вячеславом Клыковым.

Памятник Александру Сергеевичу Пушкину в Тирасполе у центральной городской библиотеки, ныне носящей его имя. Установлен 26 мая 1990 года.

Памятник Пушкину в Софии.

Сама идея установления памятника Пушкину в Болгарии принадлежит фонду имени Пушкина. Но от них даже никаких денег не потребовали. Мэр города София сразу выказал желание и счел идею замечательной. А скульптор Вячеслав Клыков на собственные средства изготовил памятник и установил в парке возле Русской посольской церкви.

Памятник выполнен из бронзы и установлен на высоком гранитном постаменте.

Памятник Достоевскому в Старой Руссе был открыт 12 ноября 2001 г. к 180-летию со дня рождения писателя. Изготовлен из меди на благотворительные пожертвования новгородцев.

Памятник старообрядческому священномученику протопопу Аввакуму, открытый 5 июня 1991 г. на его родине в селе Григорово Большемурашкинского района Нижегородской области.

Протопоп Аваакум (Аввакум Петрович Кондратьев; 1620 или 1621, с.Григорово — 14 (24) апреля 1682, г. Пустозёрск) — протопоп города Юрьевца-Повольского, противник богослужебной реформы Патриарха Никона XVII века; духовный писатель. Знаменитый вероучитель русского раскола XVII в., участвовал в исправлении церковных книг, предпринятом при Алексее Михайловиче патриархом Иосифом. Однако, когда преемник Иосифа, Никон, признав все предыдущие исправления ошибочными, предпринял исправление православных богослужебных книг по греческим оригиналам, Аввакум объявил себя непримиримым врагом всяких новшеств и стал во главе раскола. Ему приписывают 43 сочинения, в том числе знаменитое «Житие», «Книга бесед», «Книга толкований», «Книга обличений» и др. Его считают родоначальником новой российской словесности, вольного образного слова, исповедальной прозы. В своих сочинениях Аввакум рассматривает никонианские новшества как осквернение церкви, предсказывает близкое пришествие антихриста, проповедует бегство из мира и самосожжение. Аввакум подвергся жестоким гонениям, ссылке, заточению, пыткам и, наконец, был расстрижен, проклят церковным собором и сожжен на костре. Кстати сказать,своего главного врага патриарха Никона он пережил…

«Любовь к родителям, отлитая в бронзе»

Более двухсот лет назад Россия узнала о подвиге простой девушки Прасковьи Луполовой. Почти два года она шла пешком из провинциального сибирского города Ишим, Тобольской губернии в Санкт-Петербург, чтобы лично у императора «просить помилования» для своего отца. Поход двадцатилетней девушки увенчался успехом – отца освободили от наказания.
Наивная Прасковья даже представить себе не могла, какие испытания ей предстоит пройти. Мало того, даже толком не зная какие города и веси ей предстоит посетить. Но во что она по настоящему верила – в мире добрых людей гораздо больше, чем плохих, они помогут. Так оно и случилось…
…До Вятки Прасковья добиралась по реке, дальше до Казани – снова пешком. Каких только встреч не было на ее пути! Однажды, ночуя в крестьянской избе, она проснулась от хозяйского шепота, и поняла, что против нее замышляют что-то недоброе. Остаток ночи наша героиня провела в молитве. Молитва и спасла девушку от погибели. Утром хозяева обыскали всю одежду, надеялись найти драгоценности, но когда убедились, что кроме рубля ничего нет, накормили путешественницу, дали ей в дорогу из своих скромных запасов сорок копеек. Случались и другие истории. Как-то в дороге на Прасковью напала стая собак, и она простояла под проливным дождем всю ночь. А при переправе через реку упала с парохода в воду.
На одной почтовой станции ямщики наотрез отказались брать с собой путешественницу. Одежда, мол, не по сезону, замерзнет в пути. После долгих уговоров у суровых мужиков дрогнуло сердце. Девушку взяли с собой, сняли с себя тулуп и закутали ее, а сами по очереди бежали до следующей станции рядом с повозкой, чтобы не простудиться.
Больше года девушка добиралась до столицы. Рекомендательные письма из Екатеринбурга помогли встретиться с близкими к императорскому двору людьми. Вскоре Прасковью представили императрице Марии Федоровне, матери Александра первого, и супруге царя – Елизавете Алексеевне, а затем и самому императору.
Царь поручил рассмотреть дело отца Луполовой сенатору Осипу Козодавлеву, члену комиссии по пересмотру прежних уголовных дел. В итоге отец Прасковьи получил возможность вернуться из мест поселения «на прежние жилища», но без возвращения ему чинов и дворянства. Постановление Правительствующего Сената от 27 апреля 1805 года опубликовала газета «Санкт-Петербургские ведомости».
Растроганный девичьим подвигом император Александр первый принял Прасковью во дворце и за героический поступок, искреннюю дочернюю любовь к своим родителям наградил Луполову двумя тысячами рублей серебром. По тем временам это было огромное состояние.
О Прасковье мигом узнал весь Петербург. В одно мгновенье она стала первой невестой столицы, ее приглашают в богатые дома, с ней ищут встреч министры, ей посвящают вирши, а светские дамы были готовы ей помочь выбрать самого завидного жениха.
Но она решила посвятить себя монашеской жизни и после паломничества в Киев уехала в Крестовоздвиженский монастырь Нижнего Новгорода. Поздней осенью 1809 года, уже тяжело больной она переезжает в Десятинный монастырь Великого Новгорода. В декабре того же года послушница Прасковья умерла. Ее похоронили в монастыре. Многие годы к могиле Прасковьи Луполовой приезжали паломники и получали исцеление. В конце XIX века настоятельница монастыря обращалась в Священный Синод Русской Православной Церкви, чтобы рассмотреть вопрос о причислении Прасковьи Лупуловой к лику Святых угодников. Если бы не революционные события начала XX века, возможно, так бы оно и произошло…

“Я был настолько потрясен историей Прасковьи Луполовой, что, не раздумывая, согласился на эту работу, – говорил Вячеслав Михайлович. – Пример дочерней любви сегодня очень важен как связь поколений прошлого, настоящего и будущего. Нашему времени как воздуха не хватает примеров любви детей к родителям, родителей к детям. Взаимная любовь родителей и детей, почитание отца и матери всегда воспитывались на Руси.”

Прасковья Луполова, отлитая в бронзе, теперь стоит в одном из красивейших мест города Ишима, рядом со Свято-Никольским храмом, в нескольких сотнях метров от бывшего родительского дома. Более двухсот лет назад она ушла из него, чтобы спасти родителей, в наши дни она вернулась, чтобы всем нам показать, что только любовь спасает нас.

Памятник Преподобному Серафиму Саровскому работы скульптора В.М Клыкова установлен в 1991 году на Дальней Пустыньке. Это святое место, которое находится в пяти верстах от обители, на берегу реки Саровки, на возвышенном холме среди соснового бора. Сюда на пустынножительство пришел преподобный Серафим в 1794 году и провел уединенно почти 16 лет в строгом посте, уединенной молитве, молчании и чтении Святого писания.
В 1990 году здесь была поставлена деревянная часовня, а рядом в лесу был установлен памятник преподобному Серафиму. 2 августа 1991 года Дальнюю Пустыньку посетил Святейший Патриарх Алексий II. Он освятил крест на месте Пустыньки, где подвизался Преподобный, и памятник Преподобному Серафиму Саровскому.

Такой же памятник Преподобному Серафиму Саровскому в Коренной Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни, в местечке Свобода Курской области.
Памятник установлен в центральной части монастыря. Преподобный Серафим не раз бывал в монастыре, а от чудотворной иконы «Знамение» Курской Коренной, в честь которой устроен монастырь, получил в 10-летнем возрасте исцеление от тяжелой болезни.

Святой источник и скульптура Серафима Саровского около села Покровское Курской области.

В Черемисиновском районе в селе Покровское, на берегу маленькой речушки Тим, у источника рядом с бывшим поместьем Маркова, построена купальня, а рядом – святой колодец, чуть подальше на пригорке стоит скульптура Серафима Саровского.

Памятник основателю Сербской Церкви Святому Савве Сербскому, который стоит на площади перед собором Святого Саввы в Белграде.

В.М. Клыков подарил изваяние Пресвятой Богородицы Державной черногорскому городу Никшичу, который стоит теперь перед собором Василия Острожского, который, кстати, возведён на деньги, на пожертвование Царя-Мученика Николая II Александровича.

Памятник Николаю Чудотворцу. Подворье РПЦ в г.Бари. (храм Святителя Николая и дом для паломников).

Накануне годовщины крещения Руси в Запорожье возле Андреевского кафедрального собора открыт памятник православной культуры – скульптурная композиция Валаамской Божией Матери. Авторы композиции – скульпторы Вячеслав и Андрей Клыков.

Это бронзовая скульптура примерно трёх метров в высоту, стоящая на гранитном постаменте. Работу над этой композицией в конце своей земной жизни начал покойный ныне народный художник России Вячеслав Клыков, а завершил его сын Андрей. В основных своих чертах монумент воспроизводит одноимённую икону, написанную в 1878 г. насельником Свято-Преображенского Валаамского мужского монастыря иеромонахом Алимпием.

Скульптурная композиция Валаамской Божией Матери расположена у входа в Андреевский кафедральный собор, который находится в Шевченковском районе Запорожья. Валаамскую Божию Матерь православные молят об укреплении веры и силы духа в соблюдении христианских заповедей.

Памятник великому князю киевскому Святославу Игоревичу (Храброму), открыт 15 октября 2005 года в Запорожье в день 235-летия основания города и 62-й годовщины освобождения от фашистских захватчиков..

Монумент открыт в честь 1040-летия разгрома хазарского каганата. По легенде, именно на этом месте погиб в 972 году в схватке с печенегами князь Святослав Игоревич – отец Владимира Красное Солнышко.

Накануне походов Святослав загодя извещал противников о своих намерениях, а перед решающими битвами обращался к своей дружине с призывом победить или же погибнуть, ибо «мёртвые сраму не имут». «Иду на вы!» – с такими словами шел князь на врага не зная страха.

Как считают историки, походы Святослава были похожи на сабельные удары. Он пронёсся от Среднего Поволжья до Каспия. И дальше – от Южного Кавказа и Причерноморья до балканских земель Византии.

Результатом Восточного похода был разгром Хазарского каганата и Волжской Булгарии. Были также покорены земли Приазовья, Нижнего Поволжья, Таманского полуострова.

Князь Святослав искренне стремился к укреплению державы, хотел вернуть её в состав племенного княжения вятичей. Значительную часть своей жизни он провёл в военных походах. За свою отвагу, рыцарство он получил от современников звание Храброго.

Крепя позиции Киевской Руси в Нижнем Дунае, в 968–969 годах Святослав осуществил походы против Болгарии.

Подписав мирное соглашение с Византией, Святослав в 972 году возвращался в Киев. На Днепровских порогах на его войско напали подкупленные византийцами печенеги. Князь погиб.

Памятник Великому князю Киевскому Святославу Игоревичу. Установлен в живописном уголке Белгородской области рядом с Холкинским монастырем.

Установка памятника была посвящена 1040-тию разгрома князем Святославом иудейского Хазарского каганата. Вячеслав Клыков изобразил князя верхом на коне, попирающим копытами хазарского воина.

Памятник братьям Баташевым, г. Выкса Нижегородская область.

Площадь у здания заводоуправления Выксунского металлургического завода примечательна мемориалом в память основателей градообразующего предприятия “ВМЗ” – братьев Ивана и Родиона Баташевых. Открытие монумента состоялось в 2002 году.

Братья Баташевы — крупнейшие сталепромышленники, основатели и владельцы полутора десятков заводов. Славились своим чугуном, являлись поставщиками оружия Адмиралтейств-коллегии.

Памятник П.А.Столыпину был открыт в Саратове 17 апреля 2002 года, в рамках торжеств, посвященных 140-летию со дня рождения этого государственного деятеля.

Установлен он на небольшой площади, – ранее безымянная, теперь она носит имя Столыпина, – около городской думы, администрации города Саратова, художественного музея им. Радищева.

Монумент представляет собой 3,5-метровую фигуру российского премьер-министра. Петр Аркадьевич запечатлен в форменном кителе; на четырёхметровом пьедестале выбит знаменитый столыпинский девиз «Нам нужна великая Россия!». Фигуру Столыпина окружают скульптуры пахаря, православного священника, кузнеца и воина. Именно они символизируют стратегические замыслы бывшего саратовского губернатора.

Поклонный крест установлен у дороги у с. Красная Поляна Черемисиновского района Курской области летом 2002 г.

Именно там находится место исторического сражения курских ополченцев с ордой нагайцев Большого Улуса. Это сражение скульптор считал незаслуженно забытым.

Памятник Святой равноапостольной княгине Ольге в Детском парке на Октябрьской площади г. Пскова, установлен к 1100-летию с момента упоминания Пскова в летописи в 2003 г.

«Здесь заложен корень российской государственности», – сказал Вячеслав Клыков, открывая памятник, – «псковская земля всегда будет святой, потому что она даровала княгиню Ольгу равную апостолам».

Памятник Ольге представляет собой бронзовую фигуру княгини, рядом с ней мальчик, князь Владимир. Памятник стоит на цилиндрическом постаменте из белого камня с барельефами 12 псковских святых. Высота скульптуры достигает 4,20 метров и такой же высоты постамент.

Бронзовый памятник Василию Макаровичу Шукшину открыт 25 июля 2004 г. на горе Пикет возле села Сростки.

Высота памятника – 8 метров, а вес вместе с постаментом, по некоторым данным, составляет более 20 тонн.

Гора Пикет (местное название Бикет) известна далеко за пределами села как место проведения с 1976 года Шукшинских чтений – народного литературного праздника. Это одно из самых привлекательных мест села. С восточной стороны горы протекает река Федуловка, приток Катуни, вдоль южной стороны течет Катунь. Вдоль северного склона проходит Чуйский тракт. Высота Пикета над уровнем моря 294 м. Площадь – более 140 га.
Отсюда, с верхней точки горы Пикет, открывается необыкновенной красоты панорама разнообразных пейзажей поймы реки Катунь и предгорий Алтая. Видны Монахова гора и Бабырган. Эти памятные места не раз упоминались в литературных произведениях В.М. Шукшина и его фильмах. Здесь снят последний кадр фильма “Печки-лавочки”.

Ежегодно в последние дни июля на горе Пикет возле села Сростки проходят “Шукшинские чтения”, которые со временем превратились во Всероссийские, а теперь это – Шукшинский праздник. В них принимают участие писатели, артисты, художники, музыканты, профессиональные и самодеятельные коллективы, работники музеев, родственники Шукшина, односельчане-сростинцы, тысячи поклонников творчества знаменитого писателя и туристов со всей России.

Монумент был изготовлен на средства автора. Клыков передал памятник в дар Сросткам – “малой родине” писателя.
25 июня на Шукшинские дни, посвященные 75-летию со дня рождения писателя, произошло открытие на горе Пикет восьмиметрового 20-тонного бронзового памятника Василию Макаровичу Шукшину.

В.М. Клыков: “Памятник ему – в благодарность за то, что сделал Василий Макарович для русского народа своими произведениями, своим бытием. За то, что он жил среди нас, работал, отстаивал интересы русского народа. Любил этот народ до самозабвения. И любил свою родину. Он как-то хорошо сказал о ней, стоя на горе Пикет: «Мне кажется, что это пуп земли».”

Памятник Александру Колчаку в Иркутске, открыт 4 ноября 2004 г. к 130-летию со дня рождения адмирала.

Медная фигура Колчака высотой в 4,5 метра установлена на высоком постаменте. На нем изображены барельефы двух солдат-братьев в форме Красной и Белой армии, опустившие штыки своих винтовок. По словам Клыкова, «памятник выражает идею прекращения братоубийственной гражданской войны и примирение искусственно расколотого общества».

Памятник установлен на площадке около Знаменской церкви, недалеко от реки Ангары, в водах которой нашло последний приют тело расстрелянного в 1920-м году Колчака.

Памятник Георгию Победоносцу установлен в Рязани в мае 2005 года.

Памятник народной певице Надежде Васильевне Плевицкой, установлен напротив ее бывшего дома, на фундаменте которого построена школа.

Во многом благодаря курянам и прежде всего народному художнику России скульптору Вячеславу Клыкову вернулось в Россию ее имя, некогда преданное забвению. На родине великой певицы в селе Винниково Вячеслав Михайлович установил памятник Надежде Васильевне и крест на могиле ее родителей.

Надежда Васильевна Плевицкая – личность поистине легендарная, прославившая не только свой родной город Курск, но и всю Россию. Её голос был известен в Европе и Америке, ей рукоплескали Шаляпин, Качалов, Москвин, Куприн и последний царь России Николай II. А в годы Первой Мировой и гражданской войн, работая сиделкой в госпиталях, бывая в военных окопах и палатках, своими песнями она поддерживала солдат. Теперь на слуху у нашего народа десятки песен, которым когда-то дала жизнь Плевицкая.

Гастролируя по стране, Н.В. Плевицкая неизменно посещала Курск, выступая в Дворянском собрании. «Я видела много городов, баловали меня в столицах, но такого волнения – светлого, благодарного, как в моем родном Курске, не испытывала нигде. Вблизи столь знакомых мест детства я ясно понимала, какое чудо свершилось со мной».

После событий 17-го года ей было уготовано провести оставшуюся часть жизни далеко за пределами родины.

Но она всё же вернулась благодаря стараниям скульптора В. Клыкова, на родную землю — в Винниково. 3 октября 2009 в селе Винниково открылся музей, посвящённый её жизни. И когда на певческий концерт «Дежкин карагод» съезжаются профессиональные и самодеятельные артисты, как живая, она встречает их во дворе школы.

Памятник знаменитой курской антоновке стоит в центре города на улице Ленина. Именно этот сорт яблока вот уже много лет является символом Курска. Поэтому, когда несколько лет назад в городе начали проводить конкурс общественного признания «Человек года», победителям в качестве награды стали вручать маленькие золоченые яблочки. Так что памятник получился вдвойне символичным.

Курская антоновка стала одной из последних работ В. Клыкова. Мастер выполнил ее в 2004 году.

Для памятника, изготовленного из медного листа методом выколотки (то есть внутри он полый), в городе долго не могли найти места. Поначалу его хотели установить рядом с Курским государственным университетом, потом – рядом с Домом знаний. А установили на площади перед «Курскопромбанком», который, кстати, и выкупил скульптуру-символ у автора.

Открытие памятника приурочили к православному празднику преображения Господня, широко известного в народе под названием «Яблочный спас».

12 июня 2008 г. на Соборной площади Перми у бывшего здания Пермского краевого музея был открыт памятник Святителю Николаю Чудотворцу.

Президент Международного фонда славянской письменности и культуры, президент славянского экономического союза, лауреат государственных премий СССР и РСФСР, скульптор В.М. Клыков незадолго до своей смерти завещал памятник Николая Чудотворца Пермской земле. Акт передачи был осуществлен вице-президентом Международного фонда славянской письменности и культуры, председателем Московского отделения Пермского землячества В.И. Мещангиным: «Как в XVI веке царь Иван Грозный подарил этому краю чудотворную икону святителя Николая для защиты от врагов, так и сегодня памятник этому святому знаменитого скульптора, будет защищать пермяков от бед».

Памятник Иоанникию и Софронию Лихудам установлен недалеко от Красной площади, рядом с Заиконоспасским и Богоявленским соборами, где в свое время стояло здание Славяно-греко-латинской академии, основанной греческими монахами.

31 мая 2007 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в присутствии Президента Греции совершил освящение памятника братьям Иоанникию и Софронию Лихудам – греческим просветителям. Памятник братьям Иоанникию и Софронию Лихудам– это дар правительства Греции городу Москве.

Автор монумента – народный художник России Вячеслав Клыков и архитектор, профессор международной академии архитектуры Виктор Пасенко. четырехметровый памятник братьям Лихудам – последняя работа Вячеслава Клыкова. Монумент представляет собой облаченных в монашеские длиннополые ризы греков-просветителей, занятых переводом Библии на церковнославянский язык. Стоящий у массивного стола Иоанникий держит свиток, а его брат Сафроний с развернутой грамотой в руках восседает на резном стуле, перед ними – Священное писание и чернильница с перьями. Высота памятника братьям Лихудам вместе с постаментом составит более 3,7 метра. Фасад памятника братьям Иоанникию и Софронию Лихудам украшает бронзовый картуш с посвятительной надписью, выполненной золочеными церковнославянскими буквами.

Греческие ученые прибыли в Россию по инициативе царя Федора Алексеевича в 1685 году для создания высшей школы. В основанной им Академии они преподавали грамматику, поэтику, риторику, логику, математику и физику. В 1706 году они создали аналогичную академию в Великом Новгороде. Затем вновь вернулись в Москву, где занимались сверкой текстов славянского перевода Библии. Всю оставшуюся жизнь они провели в России, где и скончались.

Пейзажный парк. Памятник архимандриту Ипполиту. Усадьба князей Барятинских, пгт. Марьино Курской области, Рыльского района.

Архимандрит Ипполит (Халин) (1928-2002), в недавнем прошлом настоятель Рыльского Свято-Николаевского монастыря. Старец Ипполит получил от Бога различные духовные дарования: дар прозорливости, дар целительства, дар чудотворений, дар утешения. Но самый главный дар, который изливался из него неиссякаемым потоком, — это дар всепокрывающей любви Божией. «Самый добрый батюшка на земле», эти слова сказал об отце Ипполите известный всероссийский духовник архимандрит Кирилл (Павлов).

Памятник К.К. Рокоссовскому. Установлен в 2005 году в день празднования 62-годовщины Курской битвы на площади им. Рокоссовского. Площадь носит имя полководца с 1971 года.

http://gorenka.org/index.php/kurskie-mastera/331-klykov-vyacheslav-mikhajlovich1
http://www.calend.ru/person/1903/

 

Автор: Маргарита Смородинская  статья 2014 г. 

https://samsud.ru/blogs/ih-znali-milliony/segodnja-ispolnjaetsja-75-let-so-dnja-ro-23668.html

 

Вам также могут понравиться Еще от автора

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.